Расширенный поиск
Инновационные проекты малого бизнеса
Видео
Альянс Медиа
Инновации для предпринимателей
Вверх / Инновации для предпринимателей /
Источники финансирования инновационной деятельности

Главной проблемой поддержки и развития научно-технического потенциала остается проблема инвестирования средств в НИОКР (6). В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности выступают: - бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; - средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются инновационными предприятиями (ИП), региональными органами управлениями; - собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства); - финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков. страховых обществ, ФПГ); - кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков; - конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса; - иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний; - средства национальных и зарубежных научных фондов; - частные накопления физических лиц. В последние годы возникла тенденция уменьшения доли бюджетных ассигнований в структуре источников инновационного финансирования при одновременном увеличении нагрузки на собственные средства предприятий. Положительным направлением является также увеличение доли внешних источников инновационного инвестирования в российскую инновационную сферу. Таким образом, прямое бюджетное финансирование научно-технического потенциала теряет свое первостепенное значение в связи с организацией в стране достаточного числа крупных внебюджетных фондов и привлечением новых источников инвестиций. В таких условиях представляет значительный интерес опыт и политика, проводимая в США. В статье (2) рассмотрены: переход к новой парадигме экономической политики США в сфере НИОКР, реализация концепции инвестиционных кри-териев; критерии оценки и сопоставления межведомственных программ НИОКР; межведомственные приоритеты государственного финансирования в сфере НИОКР; а также критерии для оценки программ НИОКР, направлен-ных на разработку технологий для промышленности. В статье (1) рассмотрены механизмы направления финансовых потоков в инновационную и научно-техническую сферу США. Механизм финансирования инновационной деятельности и научных раз-работок в США осуществляется через контракты и гранты, но под жестким государственным надзором. Контрактная система и система грантов являют-ся ключевыми направлениями в инновациях в США и делают эту систему достаточно гибкой, что позволяет предприятиям самим планировать и опре-делять направления приоритетов в области инноваций и научно-технической деятельности. Финансовые источники предприятий появляются из денежных средств, высвобождаемых в процессе производства. К ним относятся: фонд предприятия, предназначенный для обновления, расширения и восстановле-ния производства; часть оборотного капитала в денежной форме, высвобож-даемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных за-трат; прибыль, идущая на обновление и расширение производства. В случае недостатка своих финансовых средств предприятия в США обращаются к прямому финансированию, используя возможности финансового рынка в виде получения займа с последующим возвратом этих финансовых средств в полном объеме, с процентами и в установленные сроки. Государст-венная финансовая поддержка инновационной сферы проявляется в создании финансового рынка, доступ к которому позволяет предпринимателям разви-вать исследовательскую деятельность и наращивать технологическое произ-водство. Еще одним государственным финансовым источником являются различные кредитные программы, средства по которым могут предостав-ляться под залог имущества для развития и реконструкции предприятий, поддержки малого предпринимательства. Таким образом, в США сложилась хорошо отлаженная система доступа инновационных предприятий к различным формам финансирования. В Рос-сии же неработающая финансово-кредитная система и отсутствие рынка ка-питала не позволяют увеличить объемы негосударственных капиталовложе-ний в развитие инноваций, а также и объемы государственных средств, обес-печиваемых бюджетом. То, что нужно России, чтобы она пошла по наукоем-кому пути развития, – это финансовый рынок. Общий объем направляемых в инновации финансовых потоков сущест-венно меньше такого же показателя США (7). В России не развит финансовый рынок и не используются существующие в мировой практике и приносящие значительный экономический эффект фи-нансовые инструменты и операции. Процесс накопления капитала в РФ не закончен, он остановился на самой первой стадии, - стадии перераспределе-ния государственной собственности, которая завершилась образованием не-большого слоя капиталистов. Неработающий капитал, обращение которого затруднено отсутствием в государстве развитого финансового рынка, в том числе рынка ссудных капиталов, не приносит дохода и не умножается. Для создания любого инновационного продукта необходим целый инновацион-ный процесс, где на каждой стадии предприниматель, внедряющий иннова-ции, осуществляет различные затраты (аренда зданий, оборудования и т.п.). Таким образом, инновационная деятельность питает финансовыми средства-ми бюджеты различных уровней, внебюджетные фонды и одновременно по-зволяет физическим и юридическим лицам накапливать финансовые средства в качестве вклада в коммерческие банки, венчурные фонды, являющиеся, в свою очередь, источниками финансирования научно-технической деятельно-сти. На сегодняшний день в России наконец-то сложился нормальный для лю-бой цивилизованной страны паритет, когда существуют предприятия, имею-щие потребность в капитале для реализации инвестиционных проектов, и ин-весторы, готовые вкладывать в проекты с длительным сроком реализации, но с высокой рентабельностью (8). Возможность для компании привлечь финансирование является критиче-ской составляющей процесса коммерциализации результатов НИОКР. В то же время целью любого инвестора является получение дохода от инвестиций. Такие инвестиции могут быть осуществлены через финансирование компа-нии, реализуемое следующими способами: кредиты; государственное финан-сирование; венчурный капитал; целевые инвестиции. Венчурные инвестиции подразумевают длительные временные рамки, элемент риска и партнерство с руководством, а также доход в виде стоимости доли в акционерном капитале, а не в виде дивидендов. В отличие от кредито-вания венчурные инвестиции не требуют залога (обеспечения). Автор делает следующий вывод: для молодых фирм наиболее эффективный способ при-влечения инвестиций – это привлечение венчурного капитала. В диссертации (3) предложена стратегия государственной поддержки раз-вития венчурного инвестирования, которая отвечает специфическим услови-ям России и имеет наилучший потенциал для успеха. В развивающихся эко-номиках, к которым относится и Россия, состав потенциальных источников капитала для венчурной индустрии ничем не отличается от того, что сущест-вует на развитых рынках. Однако распределение удельных весов среди ис-точников капитала в общем объеме инвестиций в венчурные фонды в эконо-мически развитых и странах с переходной экономикой центр тяжести сме-щен в сторону банковского и государственного секторов. Как свидетельству-ет опыт США и европейских стран, обязательной предпосылкой становления национальной системы венчурного финансирования малого, в первую оче-редь технологического бизнеса является наличие действующей модели госу-дарственной финансовой поддержки. Правительство может очень эффектив-но подтолкнуть технологические старты для того, чтобы страна быстро во-шла в международный процесс венчурного инвестирования. Поэтому были проанализированы схемы государственной поддержки, реализованные в других странах, в результате чего для России была предложена гибридная программа, которая даст максимум инициативы частному сектору: сочетание SBIR (Small Business Investment Research) – программы, инициированной правительством США в 1982 г., в рамках которой начинающим технологич-ным компаниям этой страны была предоставлена финансовая помощь в виде грантов на проведение НИОКР, и Yozma – программы, инициированной в 1992 г. правительством Израиля, в рамках которой венчурные инвестиции направлялись как во вновь создаваемые венчурные фонды, так и напрямую в начинающие высокотехнологичные компании, сопровождаясь при этом зна-чительными налоговыми льготами. Венчурное финансирование как одна из перспективных форм поддержки предприятий на этапах их становления продолжает развиваться (4). Появля-ются новые тенденции: увеличение вложений малых фирм на покупку ИС, рост прямых капиталовложений со стороны российских инвесторов , а также постепенная трансформация позиции государства в отношении инновацион-ного бизнеса, выражающаяся в переходе от жесткого регулирования к кос-венным мерам. В мировой практике косвенные методы поддержки инноваций, представ-лены, во-первых, налоговым стимулированием НИОКР, во-вторых, аморти-зационной политикой, направленной на ускорение процессов обновления предприятиями собственного производственного потенциала (5). Преимущество косвенных методов государственной поддержки иннова-ций заключается в том, что при значительно меньших затратах по сравнению с прямым финансированием ими может охвачен больший круг инновацион-ных субъектов. Для подтверждения этого достаточно обратиться к опыту США, где за счет налоговых и амортизационных льгот покрывается от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР. В России, где бюджетных средств явно недостаточно, косвенные методы поддержки НИОКР должны стать основ-ным инструментом государственной инновационной политики. Большие надежды возлагаются на программу ВИФ, которая была основа-на еще в 2000 г. Создается первый региональный венчурный фонд "Лидинг", а также первый отраслевой венчурный фонд. Причина не получения в России венчурных фондов в том, что государство не берет на себя реальных рисков, к примеру, в Израиле вклад государства в создание региональных венчурных фондов составлял 40% капитала фондов. Вторая причина – отсутствие сильных стимулов для вложения в высокорис-ковые проекты в условиях, когда значительно надежнее вкладывать средства в сырьевые отрасли. Одним из важных инструментов активизации интереса к венчурному финансированию проектов считается проведение венчурных ярмарок. В октябре 2003 г. в Перми прошла очередная четвертая венчурная ярмарка. Модель организации таких ярмарок взята из опыта США. В ходе их проведения решаются, как правило, три основные задачи: 1. Оценка инвестиционного потенциала в высокотехнологичной сфере. 2. Оказание посреднических услуг производителям и потребителям наукоемких проектов. 3. Повышение образовательного уровня участников ярмарки в об-ласти использования различных финансовых инструментов. В настоящее время обсуждается возможность реализации в ближайшие 3-4 годы новой межведомственной программы по формированию инновацион-ной системы. В 1997 г. подобная межведомственная программа инициировала быстрое развитие сети инновационно-технологических центров. Один из ориентиров новой программы – дальнейшее наращивание числа МИП, при-близительно на 500-800 единиц в течение 2004 – 2005 гг. и рост объема инве-стиций в инновации на уровне 10-12 млрд. долл. в год. Эти показатели пред-ставляются пока мало реалистичными, поскольку существенных притоков инвестиций в высокотехнологичную сферу не было, а число МИП не увели-чивается. За 2002-2003 гг. было совершено только 5 инвестиций в высоко-технологичной сфере на общую сумму 43 млрд. долл. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. ГОРЮНОВ В.А., КОЛЕНСКИЙ И.Л., ХАРИН А.А. Значение финансового рынка в обеспечении инновационной и научно-технической деятельности // Современное состояние и перспективы развития экономики России: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (сент. 2003 г.). – Пенза, 2003. – С. 42 – 44. 2. ДАГАЕВ А., ИВАНОВА Н., ОНИЩЕНКО И. Бюджетное финанси-рование НИОКР в Соединенных Штатах Америки // Федерализм. – 2005. - № 1. – С. 129 – 162. 3. КОМЛЕВА О.О. Венчурное финансирование в международном инве-стиционном процессе: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2004. – 17 с. 4. КОНОПЛЕВ Р.В. Развитие механизмов финансирования в инноваци-онной сфере. Венчурное финансирование // Наука и образование – 2004: Ма-териалы Междунар. науч.-техн. конф. – Мурманск, 2004. – Ч. 3. – С. 279 – 282. 5. ПЕРЕЛЫГИН А.А. Косвенные методы государственного управления инновациями // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики: Тез. докл. итоговой науч.-практ. конф. – Казань, 2004. – С. 117 – 118. 6. РАХИМОВА Г.С. Источники финансирования инновационной дея-тельности // Экономические и правовые проблемы в условиях становления инновационной экономики: Материалы науч.-практ. конф. – Казань, 2004. – С. 149 – 153. 7. ХАРИН А.А., ГОРЮНОВ В.А. Современное состояние финансового обеспечения инновационного и научно-технического сектора в Российской Федерации // Современное состояние и перспективы развития экономики России: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (сент. 2003 г.). – Пенза, 2003. – С. 39 – 41. 8. ЯРУЛЛИНА Н.М. Венчурное финансирование инновационных проек-тов – новый путь фондового рынка // Традиции, инновации и инвестиции со-временной рыночной экономики: Материалы Междунар. науч. –практ. конф. (9 –10 дек. 2004 г.). – Казань, 2004. – С. 53 – 55. По материалам Библиотеки ВГУЭС

Подробнее на этой странице - gps приемник.

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
Инновационные проекты малого бизнеса

на 16.07.2019
USD62,8280-0,1924
EUR70,8574-0,1540
БВК66,4412-0,1751
Все валюты
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валютСтавка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации: 20%
ВАШЕ МНЕНИЕ
Насколько успех вашего бизнеса зависит от работы сайта вашей компании?
 Не зависит
 Зависит незначительно
 Зависит значительно
 Зависит полностью
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
Погода на
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
Российский деловой портал «Альянс Медиа»
 · Бизнес России
Бизнес-образование
 · Бизнес-план
 · БИНФО
 · Благотворительность
 · Бухгалтерский учет
 · Вся Россия
 · ВЭД
Госзаказ
 · Дистанционный консалтинг
 · ЖКХ
 · Законы
 · Зоокластер
 · Инвестиции
 · Инновации
 · Исследования
Исторические документы
 · ИТ и связь
 · Кино
 · Кластер инноваций
 · Кластерное развитие
 · Коммерческие предложения
Легпром
 · Маркетинг
 · Мероприятия
 · Молодежь
 · Наука
 · Недвижимость
 · Охрана труда
 · Размещение пресс-релизов
Пресса
 · Продукция и услуги
 · Работа
 · Рассылки
 · Реклама и PR
 · Ремесленничество
 · Рестораны
 · Русский язык
Система ММЦ
 · Словарь
 · Социальное общество
 · Спорт
 · Стиль Мода Дизайн
 · Субконтрактация
ТВ - Первый канал бизнеса
 · Тесты
 · Транспорт
 · Финансовые рынки
 · Экология
Адыгея
 · Алтай
 · Амурская область
 · Архангельск
 · Астрахань
 · Башкортостан
 · Белгород
 · Брянск
 · Бурятия
Владимир
 · Волгоград
 · Вологда
 · Воронеж
 · Дагестан
 · Еврейская АО
 · Забайкальский край
 · Иваново
 · Ингушетия
Иркутск
 · Кабардино-Балкария
 · Калининград
 · Калмыкия
 · Калуга
 · Камчатка
 · Карачаево-Черкессия
 · Карелия
Кемерово
 · Киров
 · Коми
 · Кострома
 · Краснодар
 · Красноярск
 · Курган
 · Курск
 · Ленинградская область
Липецк
 · Магадан
 · Марий Эл
 · Мордовия
 · Москва
 · Московская область
 · Мурманск
 · Ненецкий АО
Нижний Новгород
 · Новгород
 · Новосибирск
 · Омск
 · Орел
 · Оренбург
 · Осетия
 · Пенза
 · Пермь
 · Приморье
Псков
 · Республика Алтай
 · Республика Крым
 · Ростов-на-Дону
 · Рязань
 · Самара
 · Санкт-Петербург
 · Саратов
Сахалин
 · Свердловская область
 · Севастополь
 · Смоленск
 · Ставрополь
 · Тамбов
 · Татарстан
 · Тверь
 · Томск
Тула
 · Тыва
 · Тюмень
 · Удмуртия
 · Ульяновск
 · Хабаровск
 · Хакасия
 · ХМАО-Югра
 · Челябинск
 · Чечня
Чувашия
 · Чукотка
 · Якутия
 · Ямало-Ненецкий АО
 · Ярославль
Дальневосточный ФО
 · Приволжский ФО
 · Северо-Западный ФО
 · Северо-Кавказский ФО
 · Сибирский ФО
 · Уральский ФО
Центральный ФО
 · Южный ФО
Австралия
 · Австрия
 · Азербайджан
 · Аргентина
 · Армения
 · АТЭС
 · Белоруссия
 · Бельгия
 · Болгария
 · Бразилия
Великобритания
 · Венгрия
 · Вьетнам
 · Германия
 · Греция
 · Грузия
 · Дания
 · ЕАЭС
 · Египет
 · Израиль
 · Индия
Ирландия
 · Испания
 · Италия
 · Казахстан
 · Канада
 · Кипр
 · Киргизия
 · Китай
 · Куба
 · Латвия
 · Литва
Молдавия
 · Монголия
 · Нидерланды
 · Норвегия
 · Польша
 · Португалия
 · Румыния
 · Сербия
 · Словакия
 · Словения
СНГ
 · Таджикистан
 · Тайвань
 · Туркмения
 · Турция
 · Узбекистан
 · Украина
 · Финляндия
 · Франция
 · Хорватия
Черногория
 · Чехия
 · Швейцария
 · Швеция
 · Эстония
 · Южная Корея
 · Япония
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности